Сирах 19

20

Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. Как хорошо обличенному показать раскаяние! Ибо он избежит вольного греха. Что — пожелание евнуха растлить девицу, то — производящий суд с натяжкою.

Иной молчит — и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость. Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден.

Бывает успех человеку ко злу, а находка — в потерю. Есть даяние, которое не будет тебе на пользу, и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние. Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову. Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше. Мудрый в слове делается любезным, любезности же глупых останутся напрасными. Даяние безумного не будет тебе на пользу; ибо у него вместо одного много глаз для принятия. Немного даст он, а попрекать будет много, и раскроет уста свои, как глашатай. Ныне он взаем дает, а завтра потребует назад: ненавистен такой человек Господу и людям. Глупый говорит: «нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком». Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!

Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак, скоро придет падение злых. Неприятный человек — безвременная басня; она всегда будет на устах невежд. Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время.

Иной удерживается от греха скудостью, и в этом воздержании он не будет сокрушаться. Иной губит душу свою по робости, и губит ее из лицеприятия к безумному. Иной из‐за стыда дает обещания другу, и без причины наживает в нем себе врага.

Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда. Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним.

Мудрый в словах возвысит себя, и человек разумный понравится вельможам. Возделывающий землю увеличит свой стог, и угождающий вельможам получит помилование в случае неправды. Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения. Скрытая мудрость и утаенное сокровище — какая польза от обоих? Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость.

Сирах 21