От Луки святое благовествование, описание

Автор этого изложения Радостной Вести Лука, квалифицированный врач (см. Кол. 4:14), был верным спутником и соработником Павла, апостола Христа, и остался с ним даже тогда, когда все остальные покинули его (см. 2 Тим. 4:9-11). Лука был очень осторожен в сборе данных и тщательно исследовал каждый рассказ, собирая свидетельства многих очевидцев, прежде чем написал самое обширное повествование о жизни и учении Иисуса Христа (1:1-4). По всей вероятности, Феофил, богатый человек, финансировал и исследования, и труд Луки, а также был вовлечен в распространение завершенной книги. Это было обычной практикой в римском мире первого века и объясняет, почему Лука адресовал данное повествование Феофилу (1:3).

Лука, вероятно, был язычником по рождению, ставшим последователем Иисуса Христа. Поэтому он писал для обширной аудитории язычников, показывая, что они также могут стать членами Божьего Царства вне зависимости от их национальности или происхождения (напр., 2:29-32; 7:9; 10:25-37; 17:11-19). Более того, он уделяет особое внимание состраданию Иисуса к угнетенным и презираемым (5:27-32; 21:1-4), к грешникам из высшего сословия (7:36-50; 19:1-10), к женщинам (7:11-17; 8:1-3, 43-48; 13:10-17), а также к язычникам и самарянам (7:1-10; 17:11-19). Лука подчеркивает важность молитвы (5:16; 6:12, 28; 11:1-13; 18:1-8) и много говорит о служении Святого Духа (1:35, 41, 67; 2:26-27; 4:1, 14, 18; 10:21; 11:13; 12:11-12). Он свидетельствует о радости, которую приносит Весть об Иисусе всем, кто слышит ее (2:10; 6:23; 10:20; 19:5-6; 24:52-53). Лука отмечает, как часто Иисус использовал по отношению к Себе титул Христа – «Сын Человеческий» (5:24 со сноской; см. также Дан. 7:13-14), Который пришел, чтобы «найти и спасти потерянное» (19:10).

Рассказ Луки – литературный шедевр, написанный на самом высоком греческом языке. Он начинает свое повествование с более ранних событий, нежели другие изложения Радостной Вести, а именно с пророчеств о рождении Иоанна Крестителя (1:5-25) и Иисуса (1:26-38). Затем следует рассказ о рождении Иисуса, содержащий в себе события, о которых умолчали другие авторы (2:1-40). Лука также единственный автор Нового Завета, который написал о посещении двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского храма (2:41-52). После этого Лука приводит подробное описание начала общественного служения Иисуса, включая и прохождение Им крещения у Иоанна (3:21-22), а также Его противостояние искушениям сатаны в пустыне (4:1-13).

За рассказом о служении Иисуса в Галилее и ее окрестностях (4:14–9:50) следует детальное описание путешествия в Иерусалим, содержащее материал, который имеется только у Луки (9:51–19:10). Далее автор повествует о смерти Иисуса от рук религиозных и политических лидеров народа по Его прибытии в Иерусалим и о Его воскресении из мертвых на третий день (23:26–24:48). С самого начала Иисус знал, что для этого Он и пришел и что это необходимо для исполнения древних пророчеств (9:21-22, 44; 18:31-33; 24:25-27). Лука заканчивает свое повествование описанием того, как ученики с нетерпением и радостью ждут дня, когда Иисус изольет на них Святого Духа, Которого Он обещал дать им после Своего вознесения к Небесному Отцу (24:49-53).